Форма входа

Логин:
Пароль:

Патефон

Поиск

Часы

Статистика






Суббота, 04.05.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS
...
Главная | Регистрация | Вход
Изменения в вооружении, снаряжении и обмундировании. - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » РЕКОНСТРУКЦИЯ » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА » Изменения в вооружении, снаряжении и обмундировании. (Регулярной кавалерии Российской армии в 1803 – 1814 гг.)
Изменения в вооружении, снаряжении и обмундировании.
У вас  Дата: Четверг, 15.04.2010, 13:17 | Сообщение # 1

andre






Председатель клуба



П.В. Шавенков (Нижний Новгород)
Изменения в вооружении, снаряжении и обмундировании регулярной кавалерии Российской армии в 1803 – 1814 гг.

Первые полтора десятилетия XIX столетия, бывшие временем почти бесконечных войн, стали для вооружённых сил Российской империи периодом серьёзных изменений, порождённых огромным боевым опытом той кровавой эпохи. Анализу этих перемен посвящено немало трудов военных историков прошлого и настоящего. В первую очередь они рассматривали такие важнейшие вопросы как комплектование, численность и организация войск, изменения в боевой подготовке. Меньше внимания уделялось новшествам в вооружении (за исключением, пожалуй, артиллерии), снаряжении и обмундировании, хотя от того, как одет и чем вооружён воин, во многом зависит его боеспособность.
Изменения вооружения, снаряжения и обмундирования регулярной пехоты России в указанный период в основном уже проанализированы в книге И.Э. Ульянова «Регулярная пехота 1801 – 1855». М., 1996. Некоторые из них распространялись и на кавалерию (отмена буколь, кос, пудры, тростей, введение мундиров фрачного покроя и т.д.). Данная статья представляет собой попытку проанализировать указанные изменения, касавшиеся именно отечественной регулярной кавалерии. Хронологическими рамками работы стали 1803 год, когда была начата подготовка к новой войне в Европе, и окончание кампании 1814 года. Нашей задачей не является подробное описание всех изменений (например, полковых цветов) в кавалерийском обмундировании и снаряжении, мы остановимся лишь на тех из них, которые могли существенно повлиять на боеспособность воина, либо на стоимость его обмундирования и снаряжения.
Наполеоновские войны продемонстрировали усиление роли конницы на поле боя, что вело к росту её численности. Если к 1803 г. в состав регулярной кавалерии России входил (с учётом Гвардии) 41 полк – 8 кирасирских, 22 драгунских, 9 гусарских и 2 конных (будущих уланских), то к 1812 г. уже имелось 65 полков – 10 кирасирских, 37 драгунских, 12 гусарских и 6 уланских. При этом кирасир относили к тяжёлой кавалерии, гусар и улан – к лёгкой, а драгуны в начале рассматриваемого периода во многом ещё считались «ездящей пехотой». Отметим также, что с 1807 г. генерал-инспектором всей кавалерии являлся Цесаревич Константин Павлович, весьма ревностно относившийся к своим обязанностям1. Следовательно, с этого времени все серьёзные изменения в кавалерийском вооружении, снаряжении и обмундировании не могли состояться без его ведома.
В 1803 г. произошла замена строевых головных уборов во всей регулярной кавалерии. В кирасирских и драгунских полках (а также в конной артиллерии), вместо шляпы, установлена каска (образцом послужила каска австрийской кавалерии) из толстой («пумповой») кожи, с козырьками спереди и сзади и продольным гребнем с густым плюмажем из конского волоса2. Передняя сторона каски, начиная от верха гребня до козырька, была закрыта медной бляхой, нижний край переднего козырька с перегнутой надвое медной полоской; внутри пришивались (для закрытия в зимнее время ушей) две отгибающиеся суконные лопасти с кожаными ремнями для подвязки. Первоначально ремни застегивали, сверх лопастей, только в зимнее время, а впоследствии – постоянно. У нижних строевых чинов шляпы, которые ещё Г.А. Потёмкин называл «убором негодным», были отменены, у офицеров остались для ношения вне строя.
Гусарам, вместо полупояркового кивера, имевшего вид усечённого конуса, был установлен суконный цилиндрический кивер с султаном, пристежным кожаным козырьком и двумя лопастями для зимнего времени (т.е. подобный введённому в том же году в мушкетёрских полках)3. В конных и во вновь сформированном Уланском Цесаревича полках установлены шапки нового образца (подобные шапкам польских улан): выше прежних (высота 22,5 см), с кожаными околышем, двумя козырьками (передний опущен, задний поднят), подбородными ремнями и суконной четырёхугольной тульей4. Одновременно в конных полках все чины получили кавалерийские шинели (кирасиры и драгуны их уже имели).
Как видим, кавалеристы получили более подходящие для конной службы, чем прежде, головные уборы; каска драгун и кирасир, кроме того, обладала и определёнными защитными свойствами (во французской армии кирасиры и драгуны имели металлические каски, позже их получили также карабинеры и шеволежеры). Налицо была забота и о защите воинов от холода и непогоды.
Сделаны были также распоряжения, касавшиеся удешевления обмундирования некоторых кавалеристов. Так, нижним строевым чинам Кавалергардского полка установлен колет по образцу других кирасирских полков (т.е. без серебряной галунной обшивки по бортам), на обшлагах колета серебряные петлицы заменены петлицами из шерстяного басона, отменены кушаки, ташки и галунная обшивка панталера (погонной перевязи карабина) и перевязи лядунки5. Офицерам армейских гусарских полков золотые или серебряные галуны, бахрому и вышивку на обмундировании приказано иметь шёлковые, белые или жёлтые6.
В том же году в кирасирских и уланском полках по 16 рядовых в каждом эскадроне, вместо карабинов, были вооружены нарезным кавалерийским штуцером нового образца калибром 6,5 линии (16,51 мм)7; эти рядовые стали именоваться фланкёрами (в Кавалергардском полку штуцер был введён лишь после кампании 1805 г.). Штуцер позволял фланкёрам более эффективно действовать при аванпостной службе и атаке «с фланкёрами». В гусарских полках фланкёры были вооружены мушкетонами.
В 1805 г. во всей кавалерии повелено было иметь пистолеты короче прежних, что облегчало их вынимание из ольстр при седле8.
В 1806 г., по опыту первой кампании против Наполеона, были сделаны новые изменения. В Уланском Цесаревича полку, вместо гусарских плащей, установлены кавалерийские шинели, а у рядовых обеих шеренг карабины заменены пиками (у фланкёров сохранены штуцеры)9. Интересно, что в конных полках в это время пики имели лишь рядовые первой шеренги. Конечно, уланы второй шеренги могли действовать пикой лишь при рассыпной атаке, но они могли и полноценно заменить выбывших из строя улан первой шеренги, что позволяло сомкнутому строю сохранять свою ударную мощь.
В том же году был принят на вооружение новый образец драгунского палаша, который должны были получить все драгунские полки, кроме пяти, состоявших в Кавказской инспекции и имевших на вооружении сабли10. Новый палаш имел более длинный клинок, чем драгунский палаш образца 1798 г. (89 см вместо 80 см) и при этом был легче (1,65 кг вместо 2 кг); он носился на портупее с пасовыми ремнями (прежний палаш обычно носили как пехотный тесак – в лопасти портупеи), что облегчало его вынимание из ножен11. Таким образом, был сделан заметный шаг по пути превращения драгун из «ездящей пехоты» в полноценную среднюю кавалерию.
После неудачного окончания антинаполеоновской кампании 1806 – 1807 гг. внешний облик Российской армии претерпел серьёзные перемены. Коснулись они и кавалерии. Так, уже к концу 1807 г. все конные полки были переименованы в уланские и получили вооружение по образцу Уланского Цесаревича полка: у всех строевых чинов сабля и пара пистолетов в ольстрах, у рядовых ещё пика (кроме 16 фланкёров на эскадрон, имевших вместо неё штуцер)12.
В 1808 г. верх уланской шапки «для прочности» стал обшиваться чёрной кожей, подбородные ремни получили металлическую чешую13; на кирасирских и драгунских касках установлен плоский плюмаж, а подбородные ремни заменены новыми, с плоской медной чешуёй14. В ноябре 1809 г. всем строевым чинам гусарских полков установлены кивера, подобные введённым в то время в гренадёрских полках: поярковые или кожаные, обшитые по верху, бокам (в виде буквы «V») и нижнему краю кожей15. В начале 1812 г. подбородные ремни на этих киверах установлены были с металлической чешуёй (на деле её к началу войны получили далеко не все гусары)16. Эти меры несколько усиливали защитные функции перечисленных головных уборов.
В 1808 г. на офицерских драгунских вальтрапах галунные обкладка и выпушка заменены суконными17. В 1809 г. «для облегчения гусарских офицеров в издержках», им разрешено мундиры с золотом и серебром, хотя и отмененные в 1803 г., но продолжавшие использоваться, надевать только в праздники и смотры, а в прочее время носить мундиры с гарусным прибором18. В том же году в армейских кирасирских полках отменены лавровые ветви из сукна вокруг вензелей Императора на седельных чепраках и чушках нижних чинов19.
В 1808 – 1809 гг. кавалерийским офицерам был введён длиннополый сюртук, как у офицеров пехоты20. Этот предмет обмундирования был более удобен для походной формы в холодное время года, чем имевшаяся офицерская шинель с пелериной.
В ноябре 1809 г. нижним чинам драгунских полков установлена длина фалд мундиров как на кирасирских колетах (5 вершков вместо прежних 7), что облегчало посадку в седле21. У улан в 1812 г. отменена обшивка панталон ниже колен кожей22, поскольку у них, как и других кавалеристов, имелись походные рейтузы, подшитые кожей. Отметим также, что к 1812 г., в отступление от официальных документов, в 4 армейских гусарских полках на ментиках рядовых белый мех был заменён чёрным23. Поскольку нижние чины Лейб-Гвардии Гусарского полка и унтер-офицеры всех армейских гусарских полков официально имели ментики с чёрной опушкой, получается, что почти половина русских гусар в это время носили ментик с менее марким, не требующим частой замены, мехом.
Было уделено внимание и совершенствованию кавалерийского вооружения. В 1809 г. принята на вооружение новая кавалерийская сабля, отличавшаяся от сабли образца 1798 г. более искривлённым клинком, наличием 2 боковых дужек на гарде эфеса и меньшим весом (за счёт меньшей ширины клинка)24. Новой саблей должны были вооружаться драгунские полки, находящиеся на Кавказе, гусары, а с 1812 г. и уланы. В 1809 г. гвардейские, а в 1811 г. и армейские, кирасиры получили новые палаши, известные как «кирасирские образца 1810 г.» (подобные французским 1805 г.)25. В отличие от кирасирских палашей образца 1798 г., новый палаш имел более длинный (96 см вместо 89 – 90 см) и узкий клинок и несколько меньший вес26. В 1811 г. ряд драгунских полков вместо палашей образца 1806 г. получили другие: 10 полков – кирасирские образца 1810 г. (но ножны не стальные, а деревянные, обтянутые кожей, с металлическим прибором), 12 полков – австрийские со стальными ножнами27.
В 1809 – 1810 гг. были приняты и начали поступать на вооружение новые образцы огнестрельного оружия кавалерии: кирасирское ружьё, драгунское ружьё (отличалось от кирасирского лишь наличием штыка), гусарский карабин, кавалерийские пистолеты28. Все эти образцы имели единый калибр с новым пехотным ружьём – 7 линий (17,78 мм), что должно было облегчить снабжение войск боеприпасами. Впрочем, в полках ещё немалое время сохранялись различные более ранние отечественные и иностранные модели огнестрельного оружия. Кроме того, у фланкёров оставлены на вооружении прежние штуцеры (кирасиры, уланы) и мушкетоны (гусары); в драгунских полках фланкёров не было.
В сентябре 1811 г. у нижних чинов кирасирских и драгунских полков на лядунках и панталерах (на которых носились лядунки) отменены медные кольца, а на панталерах ещё и железный крюк; лядунки стали носить по образцу пехотных патронных сум, продевая концы перевязи (бывшего панталера) под низ лядунки, ружья и штуцеры стали возить притороченными к седлу29. У драгун, кроме того, на перевязи отменены медные пряжка, запряжник и наконечник. Эта мера, с одной стороны, облегчалось и удешевлялось снаряжение солдата, с другой – затруднялась ему стрельбу с коня и заставляла чаще атаковать холодным оружием, что считалось наиболее желательным для регулярной кавалерии.
В 1812 г., накануне и в первые недели Отечественной войны, произведены были новые изменения в вооружении кавалеристов. В армейских гусарских полках рядовые первой шеренги (по 64 человека на эскадрон), вместо карабинов, были вооружены пиками30. В результате почти вся отечественная лёгкая конница (включая иррегулярную) оказалась вооружена этим оружием, повышавшим ударную силу строя. Заметим, что у Наполеона в этот период большая часть лёгкой кавалерии пик не имела. Строевые чины русских кирасирских полков, кроме литаврщиков и трубачей, получили железные кирасы, выкрашенные в чёрный цвет, состоявшие из нагрудной и спинной половин31 (у французских кирасир кирасы были введены ещё во времена Консульства).
Кавалерийские полки 1-й Западной армии, по приказу главнокомандующего армией М.Б. Барклая де Толли от 23 июля 1812 г., сдали кирасирские и драгунские ружья и гусарские карабины на вооружение ополчения32. Указ Александра I от 10 ноября того же года распространил эту меру на все кирасирские, драгунские и гусарские полки (Борисоглебский, Нарвский и Нижегородский драгунские полки, остававшиеся на Кавказе, сохранили ружья)33. В результате, во всей регулярной кавалерии длинноствольное огнестрельное оружие должны были сохранить лишь фланкёры (они были введены и в драгунских полках); драгуны переставали быть «ездящей пехотой». Ружья и карабины были возвращены кирасирам, драгунам и гусарам лишь в сентябре 1814 г.
В конце ноября 1812 г. офицерам армейской кавалерии официально разрешено, с целью уменьшения их расходов в военное время, иметь прибор на эполетах бронзовый, жёлтого или белого цвета, шнуры на гусарском обмундировании белевые (жёлтые или белые), офицерские шарфы, темляки, этишкеты и репейки, вместо серебряных, из бели и белевые же галуны и шитьё на чепраках, чушках и вальтрапах: вместо золотого – оранжевое, вместо серебряного – белое, уланские портупеи и лядуночные перевязи выбеленные, без галуна (у кирасир они такими и были, у драгунских офицеров лядунок до 1817 г. не было)34.
События Отечественной войны показали необходимость усиления как тяжёлой, так и, особенно, лёгкой кавалерии. В результате, как известно, в декабре 1812 г. была проведено преобразование всей регулярной кавалерии, причём из числа армейских драгунских полков 2 были преобразованы в кирасирские, 7 – в уланские, 1 – в гусарский и 8 – в конно-егерские35. Конные егеря были отнесены к лёгкой кавалерии, получили кивер, подобный гусарскому, мундир, по покрою кирасирского колета, панталоны по покрою уланских. Все строевые чины конно-егерских полков должны были вооружаться кавалерийскими пистолетами и саблей образца 1809 г., а рядовые – ещё и карабином (фланкёры – кавалерийским штуцером); панталер и лядунка с перевязью – по образцу уланских, портупея с крючком для пристёгивания сабли в пешем строю36. Таким образом, во время Заграничных походов 1813 – 1814 гг. из всей регулярной кавалерии лишь в конно-егерских полках все рядовые могли вести стрельбу с коня, а при необходимости – действовать в пешем строю.
Итак, в 1803 – 1814 гг. существенные изменения в вооружении, обмундировании и снаряжении были произведены во всех видах Российской регулярной кавалерии. В целом они способствовали повышению боеспособности кавалерии, усилению в ней «кавалерийского духа». Ряд перемен в обмундировании улучшал защиту кавалеристов от воздействия противника и неблагоприятных погодных факторов. Предприняты были меры и по удешевлению кавалерийского снаряжения и обмундирования, особенно офицерского, что в период практически постоянных боевых действий было просто необходимо.

1 Валькович А.М. Рисуй, Орловский..! // Цейхгауз. 2001. № 2. С. 11.
2 Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Т. 11. СПб., 1900. С. 15 – 16, 31.
3 Там же. С. 52 – 53.
4 Там же. С. 66 – 68.
5 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 15. СПб., 1901; Кольцов В.В. Русский гвардейский корпус 1801 – 1807 гг.// Воин. 2003. № 13. С. 43.
6 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 53.
7 Там же. С. 68; Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973. С. 278.
8 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 16.
9 Там же. С. 70.
10 Там же. С. 32.
11 Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800 – 1917 годов. СПб., 1994. С. 16 – 17, 26 – 27.
12 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 70 – 71.
13 Там же. С. 72.
14 Там же. С. 17, 33.
15 Там же. С. 55 – 56.
16 Там же. С. 58.
17 Там же. С. 33.
18 Там же. С. 55.
19 Там же. С. 18.
20 Там же. С. 17, 33, 55.
21 Там же. С. 34.
22 Там же. С. 73.
23 Валькович А.М. Армейские гусары 1812 – 1816: новые материалы// Цейхгауз. 1991. № 1. С. 21 – 23.
24 Кулинский А.Н. Указ. соч. С. 39 – 40, 43 – 44.
25 Валькович А.М. Рисуй, Орловский..! С. 18.
26 Кулинский А.Н. Указ. соч. С. 18 – 21, 28 – 29.
27 Валькович А.М. Рисуй, Орловский..! С. 11.
28 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 18, 34, 57; Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973. С. 278.
29 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 18, 34.
30 Валькович А.М. Армейские гусары 1812 – 1816... С. 19 – 21.
31 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 19; Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004. С. 853.
32 Рогожан Н.А. Армейские драгунские полки русской армии в 1812 году. Организация, униформа, боевое применение// Труды ГИМ. Вып. 132. М., 2002. С. 136.
33 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 19 – 20, 36, 58;Указ Императора Александра I управляющему Военным министерством генерал-лейтенанту князю Горчакову// Цейхгауз. 2000. № 2. С. 14.
34 Висковатов А.В. Указ. соч. Т. 11. СПб., 1900. С. 20, 36, 58, 73.
35 Там же. Т. 10. СПб., !900. С. 82 – 83.
36 Там же. Т. 11. СПб., 1900. С. 42 – 43.





Прикрепления:


©andre

Сообщение отредактировал
[Статус: В увольнении]
Форум » РЕКОНСТРУКЦИЯ » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА » Изменения в вооружении, снаряжении и обмундировании. (Регулярной кавалерии Российской армии в 1803 – 1814 гг.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright by andre and c0reL © 2024